Краткий ликбез по истории развития астрологии и основные вехи в развитии отношений между астрологией, религией, политикой и наукой
|
Как вы уже знаете, астрологическое мировоззрение сопутствовало становлению человечества как вида. Семена же современной астрологии были заложены в Месопотамии (Западная Азия), в бассейнах рек Тигр и Евфрат.
В 1847 г. при раскопках на территории Ирака была обнаружена обширная коллекция глиняных клинописных табличек, собранная ассирийским царем Ашшурбанипалом, правящим в 1 тыс. до н.э. Многие таблички из его коллекции датируются 5−3 тысячелетием до н.э. Среди них наиболее интересной оказалась клинописная серия «Энума Ану Энлиль», в которой были собраны астрологические предзнаменования более чем за тысячелетний период. Некоторые из этих табличек дошли до наших дней и хранятся в музеях разных стран.
Первые города на территории Месопотамии были построены шумерами, пришедшими туда на рубеже 5−4 тысячелетий до н.э., и во второй половине 3 тысячелетия до н.э. здесь уже велось систематическое наблюдение за небом.
Во 2 тыс. до н.э. на территории Месопотамии образовалось государство Вавилония, достигшее своего расцвета в 18−17 веках до н.э. Именно этим периодом датируются первые астрологические тексты, дошедшие до нас. Они касались судеб правителей и государств, погоды и урожая.
В 16 веке до н.э. Вавилонию завоевали касситы. В период их правления и была собрана серия астрологических предзнаменований «Энума Ану Энлиль» и создана еще одна клинописная серия «Мул Апин», в которой были выведены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Известны так же имена личных астрологов ассирийского царя Ашшурбанипала: Рамману-Шумаушар, Набу-Мусишии Мардук-Сакие-Шуму.
В конце 7 века до н. э Ассирия пала под ударами Мидии и восставшего Вавилона и царская библиотека была почти уничтожена. До нашего времени дошли лишь ее фрагменты.
|
В 1 тыс. до н.э. особенно можно выделить 6 век до н. э, в который наблюдался небывалый всплеск религиозно-философской мысли. В этот период были разработаны основные концепции даосизма (Лао Цзы), конфуцианства (Конфуций), буддизма (Будда Шакьямуни), джайнизна (Махавира Джина); на это время пришелся расцвет зороастризма и оформление орфизма. Астрология стала играть значимую роль во всех этих учениях.
Интересно то, что именно в 6 в. до н.э. произошло единственное за всю историю человечества соединение трех высших планет: Урана, Нептуна и Плутона на Южном Узле в оппозиции к Сатурну на Северном Узле.
В 5 веке до н.э. наиболее могущественной стала держава ахеминидов. Под ее властью оказались большинство стран Востока, в том числе Финикия, Египет, Месопотамия и часть Индии. Это объединение имело для астрологии большое значение: концепции месопотамской астрономии и астрологии стали проникать в другие страны. Среди достижений этого периода было открытие вавилонянами 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла, введение 12-знакового зодиака и разработка положений индивидуальной астрологии. Самый первый известный гороскоп был составлен в Вавилоне и датируется 410 годом до н.э. Египтянами в середине 4 века до н.э. был введен 365-дневный год.
В конце 2 — начале 1 тыс. до н.э. астрология стала так же активно развиваться и в других регионах: ариями, мигрировавшими на территорию Индии и Ирана, начали записываться священные книги «Веды» и «Авеста». Ими был введен «лунный календарь» из 28 стоянок Луны (накшатры). В Древнем Египте так же велись систематические наблюдения за небом, были выделены деканы (36 групп ярких звезд, расположенных вдоль эклиптики). В Китае были разработаны астромедицинская концепция о шести энергиях (ци), теория об инь и ян и создана «Книга перемен» («И цзин»). На территории Месоамерики древними индейскими племенами майя и ольмеками были разработаны оригинальные астрологические традиции и введен 260-дневный цикл.
|
В Древней Греции месопотамских жрецов-астрологов называли «халдеи». Халдеи так же внесли значимый вклад в науку о влиянии космических процессов на земную жизнь: был введен тропический зодиак (Евктемон, примерно 430 г. до н.э.), разработана идея 4 стихий. До нашего времени дошли труды таких великих ученых, как Эмпедокл, Платон, Аристотель, Гиппократ.
Около 315 г. до н.э. в Вавилоне одним из известнейших халдейских астрологов Кидинну была основана астрологическая школа, просуществовавшая два столетия. Кидинну был введен зодиакальный круг, поделенный на 360 градусов, был открыт важный для определения времени затмений период, в котором 251 синодический месяц соотносился с 269 аномалистическими месяцами.

В 332 г. до н.э. Александром Македонским была основана Александрия, где работали такие известные ученые, как Серапион (один из первых разрабатывал астрологию выбора), Клавдий Птолемей («Тетрабиблос»), Павел Александрийский (автор популярного учебника по астрологии), Гефестион Фиванский («Апотелесматика»), Аммоний Сакк (основатель неоплатонической школы), Плотин (систематизировал и обогатил астрологические знания), Порфирий (развивал эзотерическую астрологию) и многие другие.
Так же вошли в историю имена греческих астрологов Нехепсона и Петосерида, работавших в Египте. Они были авторами сочинений, которые легли в основу всей позднейшей астрологической литературы. Важные астрологические сочинения связаны так же с именами Гермеса Трисмегиста (основателя герметизма), Посидония (учение о «всемирной симпатии»), Гиппарха (отец научной астрологии).

В 1 веке н.э. древние философско-астрологические учения вступили в идеологическую борьбу с христианством и астрология в Европе начала приходить в упадок. Центр астрологической деятельности сместился на восток.
Платон
Гиппарх
|
Но, не смотря на борьбу церкви против астрологов, в период раннего средневековья астрология была включена в программу преподавания византийских школ наряду с астрономией. В Александрии ее считали частью учебного курса по философии. До нас дошли труды византийских ученых Панхирия, Гефестиона Фиванского, Юлиана Лаодикейского, Павла Александрийского, Иоанна Лида, Ретория и др. При составлении своих работ они черпали материал в основном из египетской литературы.
Непринятие христианской церковью астрологических предсказаний тормозило развитие астрологии, однако древние знания продолжали сохраняться в монастырских библиотеках.
Новый всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императоре франков Шарлемане (правил 768−814гг.) Астрология начала получать поддержку со стороны консулов, епископов и королей. Каждый лорд имел собственного астролога. Имена известных практиковавших тогда астрологов: Алкуин (самый известный преподаватель в Европе на то время), Адальм, Энгельберт, Одо, Жильбер Мамино. Начались контакты с арабским миром. Самые первые переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из Барселоны. С 8 века (арабы завоевали Испанию и Сицилию) исламские идеи стали проникать в Европу.
Астрологию поддерживали так же Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский), Роджер Бекон (францисканский монарх), Альберт Великий (провинциал доминиканского ордена в Германии), Фома Аквинский (авторитет доминиканского ордена), Иоанн Дунс Скот (францисканец). Однако Сорбонна (факультет теологии Парижского университета) с 1210 г. стал выступать с запретами на занятие астрологией, которые были распространены на всю Францию. Но эти запреты не смогли полностью подавить интерес к астрологическим учениям.
Алкуин
Альфонс Х Мудрый
Особо важную роль в распространении астрологических знаний сыграл король Кастилии, Леона, а позже и Германии Альфонс Х Мудрый (1221−1284гг.). По его инициативе в Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учеными были разработаны новые таблицы движения планет, которые были изданы в 1252 году и получили название «Альфонсинские таблицы». В Европе эти таблицы использовались на протяжении нескольких веков, вплоть до Коперника.
|
В эпоху возрождения в Европе наблюдался наивысший подъем интереса к астрологии. Появляются первые печатные эфемериды, альманахи и календари, в университетах астрология преподается как научная дисциплина, многие ученые и церковные деятели приобретают известность, как астрологи. Из них наиболее известные: Никола Кузанский (его труд «Conjecturis» акцентирует внимание на индивидуальную астрологию), Марсилио Фичино (основатель платоновской академии во Фларенции, перевел на латынь ряд эллинистических астрологов, написал трактат по медицинской астрологии), Пьетро д'Абано (основатель Падуанской философской школы), Чекко д'Асколи (итальянский ученый-энциклопедист), Леви бен Жерсон (еврейский ученый и теолог), Саймон Бредон (английский ученый и церковный деятель), Доминик де Клавазио (французский математик и врач), Иоганн Мюллер (Региомонтан. Выдающийся математик своего времени), Кампано да Новара (итальянец, разработавший оригинальную систему деления гороскопа на астрологические дома), Гвидо Бонатти (самый влиятельный астролог Европы 13 века), Джон Эшенден (англичанен, автор многих астрологических работ), Иоганнес Лихтеньергер (немец, автор книги предсказаний, сохранившей популярность вплоть до 19 века), Симон де Фарес (француз, первый историограф астрологии).
В Восточной Европе астрология так же стала набирать обороты, несмотря на то, что православная церковь не приветствовала науку в целом и в том числе «науку о звездах». Сохранились сведения, что астрология входила в перечень наук, изучавшихся в школах повышенного типа в Полоцком княжестве.

Центром астрологического знания в Восточной Европе с 15 века становится Краковская академия в Польше, где работали такие известные астрологи, как: Мартин из Журавицы (математик, доктор медицины, автор первого в Польше сборника астрологических предсказаний), его ученик Мартин Былица (преподавал астрологию и астрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший вместе с Региомонтаном астрологические таблицы), Петр Гашовец (доктор медицины, ректор Краковской академии, придворный астролог Казимира IV), Войцех Брудзевский (магистр астрологии, автор ряда альманахов и прогнозов), Михал из Вроцлава (философ, теолог, автор первых печатных прогностиков), Георгий Дрогобычский (Юрий из России, первый философ и восточнославянский астролог, получивший европейскую известность, среди его учеников был Николай Коперник).
Никола Кузанский
|
В 16 веке астрология в Европе, вместе с другими оккультными науками, достигает пика своей популярности. Наиболее известными астрологами этого периода были: Пьетро Помпонацци (знаменитый комментатор Аристотеля, заявлявший об отсутствии каких-либо демонических сил в астрологических влияниях), Иоганн Штеффлер (немецкий математик и астроном), Федерико Гризогоно (создатель математической модели воздействия светил на приливы и отливы), Тихо Браге (крупнейший датский астроном), его выдающийся ученик Иоганн Кеплер, Лука Гаурико (известный точными предсказаниями семейству Медичей), Иоганн Фауст (легендарный немецкий астролог), Мишель Ностардамус (автор знаменитых «Центурий»), Кристофер Хейдон (англичанин, автор нашумевшей книги «Защита юдициарной астрологии»), Валентин Найбода (крупнейший немецкий астролог).


В Восточной Европе: Ян Головчик (учитель Коперника, прославившийся предсказанием о выступлении Мартина Лютера), Мацей Меховит (ректор Краковской академии, познакомивший поляков с арабской астрологией), Кацпер Гоский (бургомистр Познани, которому в Венеции был поставлен памятник за то, что он предсказал победу христианского мира над Оттоманской Портой), Ян Латос (декан медицинского отделения академии), Ян Брожек (профессор астрологии, астрологический советник королей Зигмунта III и Владислава IV).
Пьетро Помпонацци
Николай Коперник
Френсис Бэкон
Елена Блаватская
Так же важную роль сыграло основание Ф. Бэконом методологии опытной науки.
Он опирался на опыт, а не на авторитет и считал, что астрология должна быть проверена и очищена от средневековых суеверий.
В конце 16 — начале 17 века предсказательная астрология была осуждена католицизмом, но в протестантской Европе она продолжала пользоваться уважением, поэтому центр занятий астрологией переместился в страны протестантизма. Многие выдающиеся ученые были согласны с Бэконом, что астрология нуждается в новом научном подходе и обновлении. Выдающимися европейскими астрологами 17 века были: Джон Гауда (крупнейший специалист в области метеорологической астрологии), Уильям Дэвисон (один из первых исследовал возможную взаимосвязь химических процессов и астрологических закономерностей), Жан-Батист Морен де Вильфранш (доктор медицины, профессор математики, был личным астрологом кардиналов Ришелье и Мазарини), Андреа Арголи (итальянский астроном, астролог и математик, рассчитавший и опубликовавший астрологические эфемериды), Плачидо Тити (система домов Плацидуса, котороя является одной из самых популярных по сей день), Уильям Лилли (консультировал короля Карла I (но при гражданской войне занял сторону парламента), приобрел известность благодаря своим прогнозам), Джон Партридж (после смерти Лилли стал самым известным британским астрологом), Измаль Буллио (один из последних французских астрономов, сохранивший доверие к астрологии. Написал важный трактат, посвященный гелиоцентрической астрономии, выступил редактором астрологических сочинений Марка Манилия и Клавдия Птолемея), Анри де Буленвилье (французский ученый, первый астролог, который предположил, что Зодиак можно спроецировать на земной шар).
К концу 17 века произошло раздвоение общественного мнения, касающегося астрологии, которое существует и по сей день. Хотя, в ряде европейских стран астрология продолжала еще сохранять свои позиции. Среди ученых, практиковавших астрологию, в 18 веке были: Томас Картихо Эрраис (испанский врач, опубликовавший трактат в защиту медицинской астрологии), Джеронимо Ардженти (академик Феррарской Академии), Гомес Ариас (профессор философии, медицины и математики, автор многочисленных трактатов по астрологии, в том числе трактата «Декрет Минервы»), Херонимо Аудиксе де ла Фуэнте (почетный академик Севильской Академии литературы, автор многих астрологических сочинений), Хасинто Гонсалес Конде (профессор астрологии и философии Королевского университета в Вальядолиде), Диего де Торрес Вильярроэль (возглавлял кафедру астрологии в Саламанском университете на протяжении почти полувека), Антоньо Карвалью да Кошта (португалец, священник ордена святого Петра, работавший в Лиссабоне), Якуб Францишек Неговецкий (профессор Краковского университета, автор сочинений о параллаксе звезд и комет, издавался анонимно), Станислав Йозеф Дуньчевский (выпускник Краковского университета, профессор Замойской академии в г. Замосць), Г. В. Лейбниц (немецкий философ, астролог при дворе ганноверских герцогов, создавший систему астрометеорологии, не утратившую своего значения до наших дней), Мария Маргарете Кирх (немецкая астроном и астролог, опубликовавшая брошюру о тройном соединении Солнца, Венеры и Сатурна 1712 года, написала работу о грядущем соединении Юпитера Сатурна), Георг Вольфанг Крафт (немецкий физик и астролог), Гёте (выдающийся немецкий поэт и мыслитель, интересовавшийся астрологией и определивший точное время своего рождения, разработал теорию цвета), Новалис (разработал магическую космологию, в которой астрономия — это «истинная метафизика»).
Окончательное доверие к астрологии было утрачено с открытием в идущей из античного мира теории планет. Астрологию стали считать отжившей свой век наукой. В начале 19 века в Европе была закрыта последняя университетская кафедра астрологии. Однако, это не привело к ее полному забвению.
В конце 18 века произошел новый всплеск интереса к этой науке в Великобритании. Эбенизером Сибли было опубликовано «Новое полное разъяснение небесной науки астрологии», а в 1816 г. Джеймсом Уилсоном был написан «Полный словарь по астрологии». В 1820 г. Р. К. Смит основал под псевдонимом Рафаэль периодическое издание «Альманах Рафаэля и пророческий вестник», вслед за Рафаэлем начал издаваться «Альманах Задкиеля» Р.Дж.Моррисона, ставший не менее популярным.
Большую поддержку астрология получила со стороны теософии, религиозно-мистического учения Е. П. Блаватской. В своих работах теософы проводили мысль о том, что астрология является ключом к глубинным знаниям о мире и предназначении человека. Учеником Блаватской Аланом Лео в Лондоне была создана Астрологическая ложа Теософского общества, которая и по сей день является одной из самых уважаемых астрологических организаций.
|
На рубеже 19−20 века астрология опять стала активно развиваться. Большой вклад в ее развитие внес Мишель Ролан Гоклен, который вместе со своей женой Франсуазой Гоклен рассчитал гороскопы 576 членов Французской медицинской академии, обнаружив несомненную связь между профессией и доминирующей планетой гороскопа. Исследования Гоклена были проведены профессионально и до сих пор ни кем не оспорены. Так же глубокий след оставила концепция аналитической психологии К. Г. Юнга. Выведенные архетипы (первичные формы, лежащие в основе образов и бессознательно пробуждающие активность воображения) он увидел в астрологической символике.
Мишель Ролан Гоклен
В 20 веке учение о связи движения планет с событиями на Земле получило наиболее широкое распространение, причем его популярность увеличивается и по сей день. Известность заслужили такие астрологи, как Дайн Радьяр (сформировал концепцию гуманистической астрологии), Бруно и Луиза Хубер (основали Астропсихологический Институт в Цюрихе), Стефан Арройо (Среди его наград — Астрологический Приз Британской Астрологической Ассоциации, Международная Премия Солнца (Sun Award) Братства канадских астрологов, Премия «Регул» (Regulus Award) за достижения в области духовной и гуманистической астрологии, присуждаемая Объединённым Астрологическим Конгрессом (UAC). Консультирует и печатается с 1970-х гг.), Алиса Бейли (учение о семи лучах), Алистер Кроули (английский поэт, оккультист, каббалист и таролог, астролог; Основатель учения Телемы и Создатель колоды «Таро Тота»), Карл Эрнст Крафт (известный астролог, работал на РСХА), Роберт Амбелен (французский эзотерик и оккультист, специалист по магии, теургии и астрологии), Альфред Витте (немецкий инженер-геодезист и астролог, идейный основатель «Гамбургской школы» астрологии, позже известной также под именем «Ураническая астрология»), Джуна (Евге́ния Юва́шевна Давиташви́ли, советская и российская целительница, астролог, президент общественной организации «Международная академия альтернативных наук»), С. А. Вронский (немецкий, советский и латвийский астролог и целитель, популяризатор оккультных знаний) и многие другие.
Обновленная, проверенная и очищенная от суеверий астрология уверенной походкой вступила в 21 век. На сегодняшний день число астрологических школ экспоненциально растет.